Справочник по Дагестанским Инфоресурсам

[назад]

Дагестан - Швейцария: параллельные пути политического устройства

- Многие читатели уже знают, то Швейцария - это единственная страна, где коллективный глава государства, который называется Федеральным Советом. Возникает прямая ассоциация с нашим Госсоветом, который является коллегиальным органом, также возглавляющим исполнительную власть. Можно ли и дальше проводить аналогии?

- Можно и нужно, но соблюдая правила корректности сравнений. Ведь Швейцария - это высокоразвитое индустриальное, с интенсивным сельским хозяйством демократическое государство, где проживает почти 7 миллионов человек. Оно стабильно занимает одно из первых мест в мире по уровню жизни и доходам на душу населения. 65% швейцарцев говорят на "швицердюч" (диалекте немецкого языка), 18% - на француском, 10% - на итальянском, 0,9% - на ретороманском языке. 50,4% населения являются протестантами, 43,9% -католики.

- В чем же мы можем сравниться?

- В том, что это многонациональная страна, лежащая между сильными соседними государствами с большим удельным весом горных территорий. У нее огромный исторический опыт улаживания как внутренних, так и внешних проблем. Сравнивать и учиться можно тому, как они это делают, какие законы, гласные и негласные, сложились у них в ходе движения их сообщества к миру и процветанию.

- Но и мы вроде тоже не делаем глупостей и сохраняем мир.Чему же учиться?

- Мир не дан навечно и каждый день приносит нам новые противоречия. Зачем надеяться лишь на свою интуицию и "изобретать велосипед", когда можно опереться на полезный опыт.

- Что конкретно Вы имеете в виду?

- Что касается писанных законов, то для того, чтобы сохранить баланс в структурах государственной власти, они используют и систему квот для территорий и национальностей, и систему ротации (Президент Конфедерации избирается лишь на один год), и то, что правительство обычно формируется на основе коалиции нескольких партий.

В той или иной степени эти принципы реализуются и у нас, но каждый раз приходится преодолевать с одной стороны, критику тех, кто начинает кричать об интернационализме и необходимости учитывать представительство народов, а с другой - откровенный национализм тех, кому всегда кажется, что представителей их народа ущемляют.

Еще большее впечатление произвели на меня неписанные правила политической жизни. Например, в одном из кантонов Швейцарии, который напоминает по своему правовому статусу республики в составе Российской Федерации, формально в правительство могут избрать лицо любой национальности, но обычно избирают представителей различных этнических групп. Я спросил у одного из депутатов их парламента: "А может случиться так, что представителя малочисленного народа не изберут в правительство?". Он объяснил мне, что такого просто не может быть, поскольку это поставит всех в неудобное положение. Это характеризует культуру отношений большинства с представителями меньшинства. Но и представители меньшинства с уважением относятся к большинству! Так, в швейцарском парламенте свой доклад представитель меньшинства делает на языке большинства.

- Ну, а как обстоят дела на уровне местной власти?

- В Швейцарии очень развитое местное самоуправление. Ему придается огромное значение. Именно поэтому в 1994г. в рамках Совета Европы был образован, наряду с Комитетом министров и Парламентской Ассамблеей, еще и Конгресс местных и региональных властей Европы. Он включает 239 представителей местных и региональных органов власти. Его главные цели - развитие демократии на местах, укрепление трансграничного межрегионального сотрудничества в Европе. По инициативе Постоянной конференции местных и региональных органов власти Совет Европы принял "Европейскую Хартию местного самоуправления". Ее цель - обеспечение и защита прав местных органов самоуправления, как наиболее близких к гражданам и дающих им возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни.

- Вернемся в родные пенаты. Каковы Ваши впечатления от обсуждения Закона о местном самоуправлении на сессии Народного Собрания?

- Я на сессии отметил, что, кроме выступивших на ней, у нас скоро появится еще 40 специалистов по национальному вопросу, что связано с предстоящими выборами в Госдуму. Есть объективные проблемы, обостряющие межнациональные отношения. Это вопросы о земле, границах, распределении финансовых и материальных ресурсов. В остальных вопросах все зависит только от нас и, если мы не захотим, то войны никогда не будет. Ну нельзя в Хасавюрте назначить главой самоуправления некумыка! Вообще вопрос о местном самоуправлении сложный. Судите сами: главы местных администраций назначены по временной схеме. Избраны районные и городские собрания депутатов, но для них нет закона, по которому они должны работать. Поэтому между ними большие трения. Но реализация закона о местном самоуправлении по полной схеме пока невозможна, поскольку требуется дополнительно еще около 20 законов. Поэтому можно было бы апробировать его в некоторых регионах по временной схеме, чтобы посмотреть, как будут работать те или иные его нормы.

Новое дело,
10 ноября 1995г.

[назад]

Памяти Магомедсалиха Гусаева AnT Group