[назад]
Роль прессы в диалоге культур и цивилизаций
Средства массовой информации оказывают наибольшее влияние на формирование общественного мнения, являются одним из важнейших источников информации. Именно пресса держит всех граждан в курсе важнейших социально-политических событий, происходящих в стране и в мире. Как известно, органы государственного управления и средства массовой информации выступают звеньями политической системы как совокупности институтов, порождающих собственно политическую власть. Олицетворением политической власти традиционно является государство, пресса же представляют собой некую соединительную ткань между государством и гражданским обществом.
Система государственного управления и средства массовой информации представляют, по сути, равнозначные стороны механизма управления обществом. Можно видеть, как постоянно изменяются роль и место прессы в системе властных отношений. Ныне журналистика в общественном сознании все более воспринимается как род политической деятельности в процессе обмена идеями, интересами и установками с целью формирования общественного мнения.
В современных условиях роль и значимость выработки грамотных в профессиональном отношении основ информационной политики неуклонно возрастают. В последние годы в нашей республике уделяется постоянное внимание деятельности государственных и независимых печатных и электронных средств массовой информации, распространению оперативной и качественной информации среди населения. При этом Государственный Совет, Народное Собрание и Правительство РД исходят из того, что только в широко и объективно информированном обществе возможна эффективная деятельность демократических институтов власти.
Наглядным примером и отражением такой политики является и сегодняшний семинар для российских и зарубежных журналистов по теме "Дагестан - перекресток религий, культур и цивилизаций". Мы благодарны пресс-клубу "Восточная политика" за инициативу и непосредственное участие в работе нашего форума. Мы рады приветствовать на древней дагестанской земле представителей российских и зарубежных средств информации, надеемся, что ваше пребывание в различных районах Дагестана и ваши наблюдения помогут еще большему сближению и взаимопониманию между народами. В наступивший век, который с полным правом можно назвать веком информации, еще больше возрастает роль прессы в выборе верных приоритетов, позволяющих находить общее, объединяющее всех нас цивилизационное начало.
Сегодня в начале нового тысячелетия реалии ставят перед дагестанскими народами совершенно новые, еще не апробированные, условия межнационального бытия. Практически во всех научных исследованиях, в выступлениях общественно-политических деятелей подчеркивается полиэтничность и поликонфессиональность нашего общества, и это справедливо относят к национальному достоянию наших народов.
Республика Дагестан является крупнейшим по численности населения и площади субъектом Российской Федерации на Северном Кавказе. Территория республики - 50,3 тыс.кв.км. Население республики - более 2 млн человек. Характерной особенностью дагестанского общества является его полиэтничность. В Дагестане нет "титульной" национальности, а к числу "коренных" народов относят т.н. "дагестанских горцев": аварцы (28 % населения республики), даргинцы (16,3%), кумыки (12,9%); лезгины (12,2%), табасаранцы (4,6%), рутульцы (0,8%), агульцы (0,8%) и цахурцы (0,3%); лакцы (4,9%); ногайцы (1,6%); таты (0,4%). Кроме того, к народам Дагестана относят русских (6,5%), азербайджанцев (4%) и чеченцев (4,5%).
Социально-экономические перемены в обществе, происходящие в последнее время, всколыхнули и подняли на новый уровень политической активности широкие слои населения, не остались в стороне и верующие. Религиозная жизнь граждан требует к себе внимания. Ранее принятые законы о свободе совести и религиозных организациях не могли предвидеть изменений, которые произошли после их принятия в Дагестане и России в целом.
Деятельность религиозных организаций не может проходить вне государства и общества, хотя законами религия отделена от государства. Вместе с тем, религия не может быть отделена от общества, от жизни государства. Государство не может отказаться от такого сильного фактора, как религия. Для мусульман, христиан, иудеев своя религия - не только вера, но и способ сохранения национальной самобытности, стиль поведения, способ мировосприятия, философия с этикой и эстетикой, свод обязательных для каждого верующего религиозных правил, основа их культуры, образа жизни, мировоззрения и жизненных ценностей.
Огромное количество авторитетных религиозных деятелей, ученых, председателей религиозных организаций играют важную роль в определении верных ориентиров в сплочении народов республики на решения назревших проблем. Они доводят до верующих истинные установления религий. Это и понятно, религии всегда реагировали на социальные изменения в обществе, в рамках которого они функционируют, и предлагали свои пути выхода из кризисной ситуации. Поэтому и сегодня они не могут не реагировать на социально-экономическое положение, межнациональные отношения. Потенциал религий должен быть использован для консолидации всех сил республики.
Сегодня ни для кого не секрет, что нормализация межнациональных, государственно-церковных отношений является двусторонним процессом. Здесь нужно желание не только органов власти, но и осознанная ответственность религиозных общин, имамов, священников, раввинов, всех верующих, религиозных партий, союзов и других демократических сил. Здравый смысл говорит нам о необходимости объединения всех религиозных, демократических сил для укрепления единства и дружбы народов Дагестана
Возрождение традиций и норм межнациональных отношений - не самоцель, а необходимый атрибут общенационального согласия. Эта проблема имеет два аспекта: духовно-просветительский и прикладной. Как необходимые элементы культуры народов, они способствуют духовному очищению общественной атмосферы.
Последовательная приверженность народа к своим непреходящим этнокультурным ценностям как ничто другое указывает на подлинные духовные истоки и на факт общности судеб народов. Однако в условиях широкой урбанизации, роста городского населения, отчуждения людей от традиционных условий жизнедеятельности возникают объективные трудности в использовании традиционных этнокультурных ценностей. Раньше недостаток институциональных органов или учреждений восполнялся у горцев силой соглашений на основе маслиата.
За тысячелетнюю историю дагестанские народы никогда не размежевывались по признаку языка, культурных особенностей и всего того, что включают в понятие "этнических отличий". Р. Магомедов отмечает: "Уже более полувека занимаюсь я изучением дагестанских исторических источников и с уверенностью могу сказать, что ни в одном из них я ни разу не встретил случая, чтобы какое-либо лицо или джамаат определили себя по межнациональному признаку, тем более, противопоставляли бы остальным".
Многие традиции и обычаи дагестанских народов функционируют и имеют общеобязательный характер, независимо от действующих конституционных правовых норм и законодательных норм. В таком контексте общедагестанская национальная идея функционирует в режиме диалога в рамках всеобщего этноконфессионального и культурного пространства.
Многоцветная духовно-нравственная палитра позволяет вывести национальную идею за пределы одномерного мышления. Это как раз и будет надежным заслоном безответственному выбору и решению. Такими проявлениями в данное время являются национальный эгоцентризм и религиозный экстремизм. Традиция, когда интерес соседа считается приоритетным, породила систему взаимоотношений базирующихся на межнациональных компромиссах. Поэтому в настоящее время важно обратиться и к историческому опыту кавказских народов, поделенных на множество наций и конфессий. Надо заметить, что складывался он неоднозначно, с наличием разноплановых и нередко конфликтующих интересов.
Но сегодня мы имеем полное право вспомнить о нашей богатой истории, которой мы заслуженно гордимся, у нас есть прекрасная возможность соизмерить величие истории народов Дагестана с действительностью, чтобы с уверенностью смотреть в наше будущее. На мой взгляд, главная особенность всех этапов исторического пути, пройденного дагестанскими народами, заключается в величии и мудрости людей, которые здесь с давних пор жили и живут вместе.
Когда мы говорим о диалоге религий, культур и цивилизаций, мы можем вспомнить корни тесных связей русского и кавказских народов, которые уходят далеко в глубь веков: еще славянские племена поддерживали с народами Кавказа экономические и политические отношения: русы оказывали горцам помощь в их борьбе с иноземными захватчиками, они же пришли на выручку Дагестану во время нашествия арабов и всегда поровну делили с ними добро и зло. Серьезные испытания этим связям принесло татаро-монгольское иго, которое длилось свыше 200 лет; им препятствовали разные ханства, возникавшие из обломков Золотой Орды. Однако никто не смог уничтожить добрососедские отношения, которые в последующие годы еще более укреплялись.
Дагестан является одним из немногих регионов страны, в котором не происходит серьезных коллизий на межнациональной почве. Однако это не означает, что в многонациональном Дагестане вообще не было и нет сложных и спорных вопросов, относящихся к сфере межнационального общения.
Как показали события последнего времени, в обществе есть националистические, шовинистические и экстремистские элементы, которые, спекулируя на трудностях экономического и социального характера, намеренно обостряют ситуацию в регионе, разжигают межнациональные конфликты. Они не считаются с тем, что это приводит к человеческим жертвам, появлению многочисленных беженцев, большим материальным потерям, что продолжение таких процессов может привести к предсказуемым последствиям.
Республика Дагестан, несмотря на трагические события, происходившие в соседних странах и республиках, несмотря на тяжелое социально-экономическое положение населения, продолжала оставаться мирной и спокойной республикой до тех пор, пока не была совершена против нее открытая вооруженная агрессия в августе 1999 года. Для совершения военной авантюры Дагестан был избран идеологами "большой Кавказской войны" целенаправленно и продуманно. Они понимали, что до тех пор, пока обстановка в Дагестане, южном форпосте России, будет оставаться спокойной и стабильной, их целям и умыслам на Кавказе не сбыться никогда.
Мы же, в свою очередь, в силу своей многонациональности, исторической роли и географического расположения понимали, что несем большую ответственность за сохранение территориальной целостности государства, за судьбу северокавказских народов перед назревающей угрозой и надеялись на мирный исход, полагаясь на собственный потенциал и поддержку всей страны. К тому же нашими народами веками был выработан опыт в таких понятиях, как самозащита и самосохранение перед внешней угрозой. История Дагестана свидетельствует об этом совершенно очевидным образом. Однако это обстоятельство не было учтено теми силами, которые организовали сначала нападение на Кизляр, а затем крупномасштабное вооруженное вторжение в нашу республику, попытались разыграть дагестанскую карту в рамках глобальной антироссийской политики.
В условиях Дагестана, где существуют почти все мировые религии и различные языковые группы, говорить о единой национальности, имеется в виду дагестанской, трудно. Но с другой стороны, как обычно бывает, само многообразие направляет процесс в единое русло. У нас есть люди с четырьмя и более национальными признаками, которые явно затрудняются выбрать национальность по предкам и желают признать себя дагестанцами. Есть и люди, ощущающие себя дагестанцами в силу идеалов и культуры. Идея единства Дагестана в этих условиях естественна, так как это забота о благополучии и мире для дагестанцев сегодня и в будущем.
Когда мы говорим о диалоге религий, культур и цивилизаций, мы не можем не вспомнить о таких вечных понятиях, как интернационализм, дружба и взаимное уважение. По моему глубокому убеждению, сегодня именно эти самые гуманные проявления в истории человечества и в истории народов Дагестана способны помочь выдержать и преодолеть любые трудности и невзгоды, когда все мы сможем заниматься созидательным трудом на благо будущих поколений.
Выступление на международном семинаре для российских и зарубежных журналистов "Дагестан - перекресток религий, культур и цивилизаций". Махачкала, 9-13 апреля 2002 г.
Дагестанская правда,
10 апреля 2002 г.
[назад]
|