Справочник по Дагестанским Инфоресурсам

[назад]

Вехи на пути мира и согласия

- Магомедсалих Магомедович, как быстро летит время - вот уже исполнилось десять лет, как Вы возглавляете Миннац республики.

- В эти юбилейные дни мне прежде всего хотелось бы напомнить читателям вашей газеты общественно-политическую обстановку в республике тех, уже сравнительно давних лет, которая, собственно, и вызвала необхо-димость образования нашего государственного органа по решению много-трудных проблем сохранения межнационального мира и согласия в Дагеста-не. Это был очень сложный период на стыке 80 и 90-х годов прошлого сто-летия. По сути, эта была целая историческая эпоха: еще оставался Советский Союз, но Компартия уже не управляла всем и вся в стране, а советы - еще не управляли, они только становились на ноги после десятилетий единоличного господства КПСС. Такая обстановка сразу же породила огромный комплекс проблем, в том числе и в сфере межнациональных отношений. Для решения последних и был создан специальный государственный орган. Идея его создания исходила прежде всего от Магомедали Магомедовича Магомедова, возглавлявшего в то время Президиум Верховного Совета нашей республики. К тому времени в стране уже действовал Госкомнац и идея М.М.Магомедова была поддержана депутатами Верховного Совета Дагестана и Правительством республики.

И связано это было с тем, что горбачевская перестройка к тому моменту довольно выпукло обнажила многие межнациональные проблемы. О них не принято было говорить в годы советской власти. Горбачев их открыл, но не показал пути их решения, раскрыл существо многих процессов, которые до этого загонялись вглубь, но никто никогда не предлагал пути их решения. Это был период, когда чуть ли не каждый народ нашей страны говорил, что он больше всего обижен. Причем было непонятно, за счет какого народа обижен.

В этих условиях нужен был орган, который анализировал бы и готовил экспертные оценки, прогнозировал ситуацию, связанную с национальной политикой в республике.

Первой, с чем столкнулся наш Госкомитет (тогда он был еще не мини-стерством, а комитетом), была проблема реабилитации чеченцев Дагестана и защита интересов тех, кто не по своей воле оказался на их землях. Работу мы начинали в условиях отсутствия федерального закона. Только в конце апре-ля 1991 года был принят закон о реабилитации репрессированных народов, который, не учитывая механизма исполнения, определил необходимость реабилитации репрессированных народов. Мы вместе с Комитетом по делам национальностей Верховного Совета республики, тогда его возглавлял опытный политик Шагидин Рамазанов, вместе готовили известные решения Третьего съезда народов Дагестана, по проблеме чеченцев-аккинцев, разра-батывали механизм их исполнения.

Как сегодня, помню и свою первую командировку на посту председате-ля Госкомнаца республики. Это была поездка в Тбилиси, где состоялись встречи с тогдашним президентом Грузии г-ном Гамсахурдия. Я тогда от имени руководства нашей республики поставил перед ним один вопрос: на-стаивает ли он на том, чтобы мы переселили наших земляков - кварельских аварцев из Грузии. Он сказал, чтобы мы переселили своих земляков из Ква-рели, а грузины заберут свои отары из Кочубея. Что из этого получилось, мы сегодня видим. Однако начатую еще тогда опеку наших соотечественников в Грузии мы успешно продолжаем и сегодня, социально поддерживая этих людей.

Не могу не вспомнить события в Казбековском районе в сентябре 1991 года. Это было время, когда Дагестан стоял буквально на грани межнацио-нальных столкновений и участия в них сопредельных с ним территорий. Но благодаря неимоверным усилиям руководства нашей республики были най-дены согласительные решения, и напряженная межнациональная ситуация была снята. Напомню, что эта была первая чрезвычайная ситуация в Даге-стане.

Далее, если вспоминать, тоже было непросто - был Костек, вообще же Хасавюртовский регион всегда оставался напряженной зоной, как и Ново-лакский район, Северная зона, приграничная с Чеченской республикой. Осо-бенно усугубилась межнациональная обстановка после того, как в сентябре 1991 года соседняя Чеченская республика вышла из правового поля Россий-ской Федерации и объявила о своей самостоятельности. Вся эта непростая ситуация требовала адекватных решений. При этом, я должен сказать, что в этой ответственной и трудной работе участвовали не только мы, в смысле Госкомнац республики, но и многие другие министерства и ведомства Даге-стана, и она направлялась и контролировалась руководством республики. Главной же задачей нашего комитета, а позже Министерства, был и остается анализ, прогнозирование и подготовка предложений, которые часто ложи-лись в основу принимаемых руководством республики решений. Из многих вариантов им выбиралось одно, которое и претворялось затем в жизнь.

- Вскоре Ваш комитет был преобразован в Министерство с уже бо-лее широкими полномочиями...

- Да, Госкомнац был трансформирован в Министерство, и ему добавили новые функции по руководству внешними связями Дагестана. Решение о расширении функций было закономерным, исходя из той ситуации, которая сложилась на то время в республике. Дело в том, что решения многих на-циональных проблем в Дагестане оказались связанными не только с нашими внутренними, но и внешними факторами. После развала СССР Дагестан стал граничить по суше и морю с пятью независимыми государствами. В этих странах оказались наши соотечественники - несколько сот тысяч человек ос-тались жить, в частности, в Азербайджане на своих исконно исторических землях. И от нас требовалось сделать все, чтобы сохранить на будущее сло-жившиеся гуманитарные, этнические, иные самобытные межнациональные отношения: здесь чеченцы Дагестана, по Главному Кавказскому хребту - аварцы, на юге - лезгины, в Северной зоне исконно казачьи территории в разное время находились в составе разных краев и областей. Словом, в Даге-стане оказалось несколько народов, для которых судьба Дагестана была также важна как и судьба сопредельных с ним территорий - в других госу-дарствах. Поэтому не учитывать в национальной политике внешние факторы было невозможно. Исходя из этого, руководство республики приняло реше-ние сосредоточить поиски решения этих проблем в нашем министерстве. Соответственно, мы в Миннаце стали активно заниматься этими вопро-сами, открыли представительства Дагестана в пяти независимых государст-вах - странах СНГ: в Казахстане, Туркмении, Украине, Белоруссии, Азер-байджане, а также примерно в 50 субъектах Российской Федерации. Более 90 проц. из них работают на общественных началах и выполняют значитель-ную работу по защите интересов наших соотечественников, по тем или иным причинам оказавшихся в этих странах, краях и областях России.

-И все же, что за эти годы было самым сложным?

- Самой болевой точкой сохранения межнационального мира в респуб-лике, я думаю, оказалось нападение террористов на республику летом 1999 года, а также проблема дагестанских чеченцев и восстановление Ауховского района. В значительной мере решение ее тормозилось и тормозится сейчас напряженностью ситуации в этом регионе, неполным финансированием этой программы из-за событий в Чечне и обстановки в России в целом.

Но, тем не менее, и руководство республики, и мы в Миннаце считали и считаем это направление в работе приоритетным для себя. Мы уверены, что в будущем Ауховском районе Дагестана будут совместно дружно жить, как это и опре-делено решениями III съезда народов Дагестана, лакцы, аварцы, чеченцы и другие народы нашей республики. А те лакцы, которые пожелают, смогут переселиться на новые места проживания. Эта программа остается в силе, хотя сейчас трудно говорить о конкретных сроках ее осуществления. И не только из-за событий в Чечне, но и из-за последствий недавнего бандитского нападения на нашу республику, необходимостью скорейшей ликвидации его тяжелых последствий. К сожалению, мешает и проявляемая порой нетерпи-мость со стороны заинтересованных сторон, и не только в данном конкрет-ном случае, но и во многих других, их назвать можно немало. Но, подчеркну еще раз, мы и дальше будем настойчиво заниматься решением этой задачи с учетом интересов всех задействованных сторон.

- Хотелось бы услышать сегодня о работе, проводимой в республике, по укреплению связей с нашими соотечественниками в зарубежных странах и, в частности, как решается в связи с этим проблема государ-ственных границ?

- Проблема государственных границ, надо отметить, - непростая. И тут я должен подчеркнуть, что руководство республики в этом вопросе всегда бы-ло последовательно в своих действиях. Да, к сожалению, госграница у нас в Дагестане проходит по этнически однородной территории, из-за чего один народ оказывается по разные ее стороны. Но руководство республики делало и делает все, чтобы тем не менее сохранить их родственные отношения, что-бы устранить во многом искусственные препятствия в этом вопросе. И в це-лом нам удалось сохранить для наших народов возможность беспрепятст-венно общаться, развивать гуманитарные отношения. В этой связи могу на-помнить о недавней поездке в Азербайджан главы нашей республики М.М.Магомедова в составе делегации во время официального визита Прези-дента РФ В.В.Путина и о несогласии М.М.Магомедова на введение визового режима пересечения границ с соседними с Дагестаном государствами, где проживают наши соотечественники. По духу визита можно отчетливо су-дить, что эта позиция руководства республики сыграла определенную роль в решении этих вопросов. Для Дагестана и наших народов это очень важно, от этого во многом зависит проблема разделенных народов, использование вод реки Самур, охрана его бассейна и много другое. Нам удалось сохранить прозрачность границы с Азербайджаном. А некоторые трудности в связи с пересечением госграницы связаны с временными трудностями ее обустрой-ства, в первую очередь в пунктах перехода. И в этом направлении ведется большая работа.

- С некоторых пор Ваше министерство занимается и вопросами пе-чати, информации.

- Два года назад нам поручили курировать в республике печать. Это бы-ли годы не самые легкие для прессы Дагестана. Сегодня я могу сказать, что, несмотря на все трудности, нам удалось решить многие технические про-блемы. А в нынешнем году мы намерены сосредоточить свои усилия на ре-шении проблем работников печати, в частности, их достойного материаль-ного стимулирования. Здесь, однако, есть ряд непростых вопросов.

Прежде всего, надо помнить, что сложившийся ныне объем государственного фи-нансирования газет вряд ли возможно будет сохранить в дальнейшем. Сей-час мы финансируем выпуск более 70 республиканских и местных газет. Та-кого нет нигде в Российской Федерации. Везде переходят на тематическое финансирование, т.е. с изданиями заключаются договоры о готовности фи-нансировать освещение какой-то конкретной темы. И это, думается, пра-вильно. Пресса, согласно закону, у нас в стране свободная, а если в интере-сах безопасности государства требуется поддерживать освещение конкрет-ной темы, то именно на эти цели и должны выделяться средства из бюджета. Однако пока что такой подход не совсем подходит для прессы нашей рес-публики, в частности, национальная печать еще не в силах выжить без госу-дарственного финансирования. И мы будем это делать, но нашим газетам, журналам следует уходить от закостенелых стандартов. Надо, к примеру, в редакциях подумать о численности своих работников, мне кажется, тут есть еще немалые резервы. Я против бездумного сокращения аппаратов сотруд-ников, хотя и это, видимо, надо сделать. К сожалению, там еще остается не-мало серости. И как бы я ни уважал журналистов, надо согласиться, что их труд не всегда эффективен, подготовленные ими публикации нередко неак-туальны, люди их не читают. Не всякий труд можно и нужно оплачивать. Платить надо за труд, который делает газету актуальной, интересной, при-влекает читателей. В этом направлении хотел был отметить инициативу "Да-гестанской правды" по выпуску нескольких приложений, но пока, считаю, в этом нет должной системности. В частности, вряд ли разумно все приложе-ния выпускать в один день. Пока вы экспериментируете, ищете оптимальные варианты, и тут есть над чем еще работать. Это касается не только вашей газеты - всем редакциям необходимо поднять эффективность журналистской работы, и наше министерство будет сотрудничать с ними в этом направле-нии.

Министерство также продолжит работу по созданию своего республи-канского телевизионного канала. В целях формирования более адекватного и объективного отражения общественного мнения о нашей республике, повы-шения оперативности в информационном обеспечении деятельности органов власти и управления будут предприниматься меры в области развития еди-ной информационно-телекоммуникационной системы республики, в частности, оказана необходимая финансовая поддержка в создании информационно-аналитического агентства с использованием глобальных сетевых техно-логий.

Конечно, все, о чем мы сегодня говорили, - лишь часть работы нашего министерства. Проблем еще немало, и нынешний юбилей мы воспринимаем как очередной этап нашей деятельности с целью работать еще более эффек-тивно на благо Дагестана и его народа.

- Спасибо за интервью и удачи Вам в вашей работе.

Дагестанская правда,
9 февраля 2001 г.

[назад]

Памяти Магомедсалиха Гусаева AnT Group